Неточные совпадения
Пользуясь восторженным полетом молодой мечты, он в чтение поэтов вставлял другие
цели, кроме наслаждения, строже указывал в дали пути своей и его жизни и увлекал в будущее. Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти
разумною и светлою дорогою.
— Знаете ли что, — сказал он вдруг, как бы удивляясь сам новой мысли, — не только одним разумом нельзя дойти до
разумного духа, развивающегося в природе, но не дойдешь до того, чтобы понять природу иначе, как простое, беспрерывное брожение, не имеющее
цели, и которое может и продолжаться, и остановиться. А если это так, то вы не докажете и того, что история не оборвется завтра, не погибнет с родом человеческим, с планетой.
И вот ни на чем не основанная уверенность и надежда, что Амур так недалек, что если мы пойдем бодро и будем итти долго, то непременно достигнем
цели, заслонили
разумную осторожность.
«Может ли быть, — думала она, глядя на поле, засеянное чечевицей, — чтобы добрая,
разумная женщина не сделала его на
целый век таким, каким он сидит передо мною? Не может быть этого. — А пьянство?.. Да другие еще более его пьют… И разве женщина, если захочет, не заменит собою вина? Хмель — забвение: около женщины еще легче забываться».
Да, это был действительно честный и
разумный мужик. Он достиг своей
цели: довел свой дом до полной чаши. Но спрашивается: с какой стороны подойти к этому
разумному мужику? каким образом уверить его, что не о хлебе едином жив бывает человек?
Знаете ли, что мне известны имена четырех негодяев и что я схожу с ума, схожу окончательно, окончательно!!!..» Но тут Юлия Михайловна вдруг прервала молчание и строго объявила, что она давно сама знает о преступных замыслах и что всё это глупость, что он слишком серьезно принял, и что касается до шалунов, то она не только тех четверых знает, но и всех (она солгала); но что от этого совсем не намерена сходить с ума, а, напротив, еще более верует в свой ум и надеется всё привести к гармоническому окончанию: ободрить молодежь, образумить ее, вдруг и неожиданно доказать им, что их замыслы известны, и затем указать им на новые
цели для
разумной и более светлой деятельности.
Да и не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается обществом как
разумная и целесообразная необходимость, и всякий акт милосердия, например оправдательный приговор, вызывает
целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства?
— Милый Потапыч… Когда наступит ваше время… остерегайтесь всяких обязательств… Это тоже цепи… Помните одно: любовь свободна… И всего лучше
разумная любовь по расчету… Да, да… Когда людей связывает общность мыслей, стремлений,
целей…
— Павел Константиныч! — проговорил он умоляющим голосом, — не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и
цель, то смысл этот и
цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более
разумном и великом. Делайте добро!
Хозяин хаты, какой-нибудь старый козак-поселянин, долго их слушал, подпершись обеими руками, потом рыдал прегорько и говорил, обращаясь к своей жене: «Жинко! то, что поют школяры, должно быть очень
разумное; вынеси им сала и что-нибудь такого, что у нас есть!» И
целая миска вареников валилась в мешок.
Плача, смеясь, сверкая слезинками на ресницах, она говорила ему, что с первых же дней знакомства он поразил ее своею оригинальностью, умом, добрыми, умными глазами, своими задачами и
целями жизни, что она полюбила его страстно, безумно и глубоко; что когда, бывало, летом она входила из сада в дом и видела в передней его крылатку или слышала издали его голос, то сердце ее обливалось холодком, предчувствием счастья; его даже пустые шутки заставляли ее хохотать, в каждой цифре его тетрадок она видела что-то необыкновенно
разумное и грандиозное, его суковатая палка представлялась ей прекрасней деревьев.
Впрочем, быть генерал-адъютантом,
Украшенья носить на груди —
С меньшим званием, с меньшим талантом
Можно… Светел твой путь впереди!
Не одно,
целых три состоянья
На своем ты веку проживешь:
Как не хватит отцов достоянья,
Ты жену с миллионом возьмешь;
А потом ты повысишься чином —
Подоспеет казенный оклад.
По таким—то
разумным причинам
Твоему я бездействию рад!
— Ай да Петряй! Клевашный [Проворный, сметливый,
разумный.] парень! — говорил молодой лесник, Захаром звали, потряхивая кудрями. — Вот, брат, уважил так уважил… За этот горох я у тебя, Петряйко, на свадьбе так нарежусь, что
целый день песни играть да плясать не устану.
Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же понимания жизни и в других людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем высшим
разумным благом, которого только может желать человек, — вместо прежней бессмысленности и бесцельности, получает для него
разумный смысл:
целью жизни мира представляется такому человеку бесконечное просветление и единение существ мира, к которому идет жизнь и в котором сначала люди, а потом и все существа, более и более подчиняясь закону разума, будут понимать (то, что дано понимать теперь одному человеку), что благо жизни достигается не стремлением каждого существа к своему личному благу, а стремлением, согласно с законом разума, каждого существа к благу всех других.
Для животного, не имеющего
разумного сознания, показывающего ему бедственность и конечность его существования, благо личности и вытекающее из него продолжение рода личности есть высшая
цель жизни. Для человека же личность есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его жизни, не совпадающее с благом его личности.
Цель всех рассуждений и устанавливает порядок, в котором должны располагаться отдельные рассуждения, для того чтобы быть
разумными.
Не имея в виду главной
цели знания, — изучения того
разумного закона, которому для его блага должна подчиняться личность человека, — так называемые ученые этого разряда самой
целью, которую они ставят для своего изучения, изрекают приговор о тщете своего изучения.
Жить для
целей личности
разумному существу нельзя. Нельзя потому, что все пути заказаны ему; все
цели, к которым влечется животная личность человека, — все явно недостижимы.
Разумное сознание указывает другие
цели, и
цели эти не только достижимы, но дают полное удовлетворение
разумному сознанию человека; сначала однако, под влиянием ложного учения мира, человеку представляется, что
цели эти противоположны его личности.
Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную
цель и работу жизни всего человечества, и вот, вследствие того, что работа эта трудна, т. е. не игрушка, а работа, люди решают, что определение этого блага и не может быть найдено там, где оно положено, т. е. в
разумном сознании человека, и что поэтому надо искать его везде, — только не там, где оно указано.
Преимущественно вследствие их писаний произошло то взаимодействие писателей и публики, которое выразилось и выражается теперь безумным, не имеющим никакого
разумного основания, восхвалением Шекспира. Эти-то эстетические критики писали глубокомысленные трактаты о Шекспире (написано 11000 томов о нем и составлена
целая наука — шекспирология); публика же все больше и больше интересовалась, а ученые критики все более и более разъясняли, то есть путали и восхваляли.
Обман этот происходит вследствие того, что человек принимает то, что он видит происходящим в своем животном, за
цель деятельности своего
разумного сознания.
Цели же, указываемые ему его
разумным сознанием, кажутся непонятными, потому что они невидимы. И человеку сначала страшно отказаться от видимого и отдаться невидимому.
Ибо, по его воззрениям, практическая мудрость людей не имела бы более высокой
цели, как вносить в общество наибольшую естественность и свободу, но именно поэтому следует свято и нерушимо блюсти естественные законы общества, уважать существующий порядок вещей и, постоянно просматривая его, внедрять
разумные его стороны, не забывая природы из-за культуры и наоборот».)
Но как животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не низший закон вещества, а закон своей личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения
целей своей личности, так точно и человеку стоит признать свою жизнь не в низшем законе личности, а в высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его
разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и личность будет свободно подчиняться
разумному сознанию и будет служить ему.
Животная личность, в которой застает себя человек и которую он призван подчинять своему
разумному сознанию, есть не преграда, но средство, которым он достигает
цели своего блага: животная личность для человека есть то орудие, которым он работает.
— Чтобы кончить наш спор, — сказал Ранеев, — как медиатор ваш, позволю себе порешить его так: вы оба вложили в него большую долю правды. Но чтобы толковать основательно о нашем обществе, о воспитании женщин, мало простого разговора, надо написать
целый том. Да и пишут об них
целые трактаты. Добрый знак. Покуда дела от них только коммуны да стриженные в кружок волосы; Бог даст примемся и за
разумное воспитание, как его понимает здоровая англосаксонская раса в Европе и в Америке.
Целый ряд
разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам.
Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас. Жизнь ваша всегда совершается в виду смерти. Если вы трудитесь лично для себя в будущем, то вы сами знаете, что в будущем для вас одно — смерть. И эта смерть разрушает всё то, для чего вы трудились. Стало быть, жизнь для себя не может иметь никакого смысла. Если есть жизнь
разумная, то она должна быть какая-нибудь другая, т. е. такая,
цель которой не в жизни для себя в будущем. Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни.
И еще более осталось непонятно прекращение этого движения тогда, когда ясно поставлена была историческими деятелями
разумная, святая
цель походов — освобождение Иерусалима.